Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Советы психолога

Советы психолога

Скоро экзамены! У вас достаточно времени, чтобы к ним подготовиться. А как должна проходить эта подготовка, что нужно сделать, чтобы настроить себя на успешную сдачу экзаменов? Вот об этом и пойдёт речь ниже.

Во-первых, нужно сохранять хладнокровие в любой ситуации; во-вторых, правильно использовать резервы своей памяти и её возможности; в-третьих, помнить, что чем раньше вы начнёте подготовку к выпускным экзаменам, тем лучше.

Если есть возможность обратиться к профессиональному психологу, надо этим воспользоваться. Он познакомит вас с упражнениями на развитие внимания, памяти, логического мышления, научит управлять своими эмоциями. Если такой возможности нет, то наши советы вам особенно пригодятся.

Способность быстро запоминать и умение активизировать собственную память и мыслительные процессы - результат достаточно серьёзной тренировки. Существует много способов, как быстро и в большом объёме запомнить необходимый материал. Вот некоторые упражнения, которые помогут добиться высоких результатов.

Прежде всего нужно знать, что ваша память находится в тесной взаимосвязи с вашим физическим и эмоциональным состоянием. Поэтому, приступая к упражнениям на развитие памяти, необходимо сосредоточиться, перестать беспокоиться о чём бы то ни было и настроить себя на нужную волну. Для этого надо научиться правильно дышать. Предлагаемое упражнение на ритмическое дыхание ( по программе «Сатори» О. Андреева, JI. Хромова) поможет успокоить нервную систему.

Итак, сядьте на стул, выпрямите спину, руки расслаблены. Положите их на колени ладонями вверх, голова - прямо. Перед выполнением упражнения сделайте полный и глубокий выдох, затем плавно вдыхайте через нос в течение 4-6 секунд, задержите дыхание на выдохе на 2-3 секунды, затем медленно выдыхайте через нос в течение 4-6 секунд. Повторяйте упражнение через каждые 2-3 секунды. Продолжительность его выполнения не должна превышать 4-5 минут.

Выполняя упражнение регулярно, вы научитесь управлять своим эмоциональным и физическим состоянием.

Приведя себя в состояние равновесия, можете приступать к выполнению следующих упражнений, и чуть ли не самое важное из них - это тренировка памяти (зрительной в том числе) и внимания. Упражнения эти несложные, они не займут у вас много времени и не потребуют посторонней помощи.

Читая текс (приблизительно одну страницу), попробуйте сосчитать количество предложений в нём. Проверьте себя.

Подсчитайте во время чтения текста все глаголы. Проверьте себя.

Прочитайте 15-20 предложений. Перескажите текст, запишите свой рассказ на диктофон или бумагу. Прослушайте его, ещё раз прочитайте и перескажите. Во время следующего чтения текста подсчитайте, сколько в нём глаголов и существительных. Проверьте себя.

Если с третьего раза пересказ будет максимально близок к тексту, значит, у вас неплохая зрительная и смысловая память.

А теперь несколько слов о зубрёжке. Психологи А. Ануфриев и С. Костромина доказали, что зубрёжка не такой уж плохой способ выучить материал, особенно если воспользоваться предлагаемой ими схемой. Вот она:

повторите про себя фразу, которую нужно запомнить; через секунду повторите её снова; подождите ежё 2 секунды и опять повторите фразу; через 4 секунды повторите её ещё раз; через 10 мин. Повторите фразу снова (для запечатления); через 2-3 часа ещё раз повторите фразу (для перевода в долговременную память).

Теперь можете не сомневаться: вы будете помнить вызубренный материал даже через год.

И вот этап подготовки к экзамену позади. Перед вами экзаменационный билет, во рту пересохло от волнения, вы не помните ни единого слова. Что делать?

Сядьте на своё место, перестаньте паниковать и сделайте несколько упражнений на ритмическое дыхание. Двух минут будет достаточно. Вот вы и успокоились и вспомнили всё, что надо. Оказывается, вам достался лёгкий билет - ведь вы прекрасно подготовились к экзаменам и всё знаете!

 

Упражнения

из тренинга по подготовке к экзаменам

«Поза кучера»

Теперь пришло время ознакомить вас с некоторыми техниками релаксации и концентрации.

Попробуйте принять следующую позу. Центр тяжести приходится на таз или седалищную кость. Поясница при этом выпрямлена, а верхняя часть туловища слегка согнута и напоминает согнутую спину кошки. Голова расслаблена и опущена перпендикулярно тазу, а не бедренной кости. В противном случае будет сдавлен живот. Ноги расслаблены на уровне плеч, руки без упора лежат на коленях, причем кисти свободно свисают между бёдрами: подобно кучеру, который расслабился, расслабил поводья, и его лошади бредут сами собой. Если запястья расслаблены, то это верный признак того, что положение тела выбрано правильно.

Участники принимают «позу кучера». Ведущий должен проконтролировать правильность выполнения этого упражнения.

«Полное дыхание»

Дышите через нос так, чтобы сначала заполнялась нижняя часть лёгких. Этого можно достичь, надувая брюшную стенку (если вы втягиваете живот во время вдоха, тогда заполнится только верхняя часть лёгких). Губы приоткрыты.

Затем заполните среднюю часть лёгких, расширяя нижнюю часть области рёбер и грудную клетку.

Затем заполните воздухом верхнюю часть лёгких, слегка приподнимая плечи и втягивая живот.

Задержите дыхание на несколько секунд. Затем медленно выходите, постепенно втягивая живот. Выдох через рот.

«Ритмичное дыхание»

Примите «позу кучера». Положите руку на запястье и считайте пульс: 1,2,3,4,5, и т.д., пока не почувствуете ритм биения вашего сердца.

Затем начните выполнять упражнение «Полное дыхание».

Медленно сделайте полный вдох на шесть ударов пульса. Задержите дыхание в течение шести ударов пульса. Отдохните перед вторым вздохом в течение трех ударов пульса.

Сделайте несколько раз полный вдох на шесть ударов пульса. Не доводите себя до изнеможения, выполняя это упражнение. Участники выполняют.

«Паровозик»

Участники выстраиваются друг за другом, руки на плечах стоящего впереди. Впередистоящий выполняет роль машиниста локомотива. Он с открытыми глазами, а остальные с закрытыми глазами, а остальные с закрытыми глазами. Машинист ведет состав.

По комнате начинается движение, в начале медленно, а потом убыстряется. Выполняющий роль машиниста должен провести состав так, чтобы вагончики, остальные участники, не разомкнули сцепку.

Упражнение можно повторить два - три раза, меняя машиниста.

Начали - закончили!

А теперь проверяем пульс! Хорошо. Выполняем упражнение «Полное дыхание».Пульс стал меньше (ниже)!

Это упражнение ценно тем, что, во-первых, позволяет снять мышечные зажимы; во-вторых, настраивает на групповую работу в унисон; в-третьих, повышает степень доверия участников по отношению друг к другу; в-четвёртых, способствует поддержанию положительного эмоционального фона; в-пятых, мгновенный результат формирует установку на эффективность.

«Упражнение на релаксацию»

Займите удобное положение, выпрямите спину. Закройте глаза. Сосредоточьтесь на своём дыхании. Воздух сначала заполняет брюшную помощь, а затем вашу грудную клетку и легкие. Сделайте полный вдох, затем несколько лёгких спокойных выдохов.

Теперь спокойно, без специальных усилий сделайте новый вдох.

Обратите внимание, какие части вашего тела соприкасаются со стулом, полом, кроватью или землей. В тех частях тела, где поверхность поддерживает вас , постарайтесь ощутить эту поддержку немного сильнее. Вообразите, что стул (пол, кровать, земля) приподнимаются, чтобы поддержать вас. Расслабьте мышцы, с помощью которых вы сами поддерживаете себя.

«Поплавок в океане»

Это упражнение используется, когда вы чувствуете какое- то напряжение или когда вам необходимо контролировать себя, а вы боитесь, что потеряете контроль над собой.

Вообразите, что вы - маленький поплавок в огромном океане... У вас нет цели, компаса, карты, руля, вёсел... Вы движетесь туда, куда несёт вас ветер и океанские волны...Большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы вновь выныриваете на поверхность...Попытайтесь ощутить эти толчки и выныривания... Ощутите движение волны...тепло солнца...капли дождя...подушку моря под вами, поддерживающую вас...Посмотрите, какие ещё ощущения возникают у вас, когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане.

«Передача энергии»

Это упражнение можно использовать, когда вы ощутите упадок энергии.

Вообразите перед собой какой-то источник энергии. Он согревает вас, даёт вам энергию. Постарайтесь ощутить, как энергия воздействует на переднюю часть вашего тела.

Вдохните её. Представьте такой же источник энергии за своей спиной. Почувствуйте, как волны энергии скользят вниз и вверх по вашей спине.

Поместите источник энергии справа. Ощутите воздействие энергии на правую половину тела.

Поместите источник энергии слева. Ощутите воздействие энергии на левую половину тела.

Вообразите источник энергии над собой. Ощутите, как энергия воздействует на голову.

Теперь источник находится у вас под ногами. Почувствуйте, как наполняются энергией ступни ваших ног, а потом энергия поднимается выше и распространяется по всему вашему телу.

Представьте, что вы посылаете энергию какому-то человеку, а теперь другому. Отметьте для себя, каких именно людей вы выбрали. Теперь пошлите энергию своей семье, своим друзьям и знакомым.

«Маяк»

Упражнение «Маяк» хорошо помогает в тех случаях, когда вы чувствуете себя беззащитным, уязвимым, «покинутым».

Представьте маленький скалистый остров вдали от континента. На вершине острова - высокий, крепко поставленный маяк. Вообразите себя этим маяком, стоящим на скалистом острове. Ваши стены такие толстые и прочные, что даже сильные ветры, постоянно дующие на острове, не могут покачнуть вас. Из окон вашего верхнего этажа вы днём и ночью, хорошую и плохую погоду посылаете мощный пучок света, служащий ориентиром для судов. Помните о той энергетической системе, которая поддерживает постоянство вашего светового луча, скользящего по океану, предупреждающего мореплавателей о мелях и являющегося символом безопасности для людей на берегу.

Теперь постарайтесь ощутить внутренний источник света в себе, света, который никогда не гаснет.


ЭКЗАМЕН

Экзамены - это период сильных эмоций. Кто-то испытывает волнение и страх, кто-то замечает, что его чувства как будто бы умерли, и он слушает себя как механически выполняющий какие-либо действия.

Наверняка среди вас есть такие, кто волнение воспринимает как ме­шающий (отвлекающий) фактор, не дающий сосредоточиться и "поймать" нужную мысль.

Давайте попробуем разделить период экзамена на части:

1.        Идете к аудитории, где предстоит сдавать экзамен, ждете своей очереди, заходите, протягиваете руку и берете билет.

2.        Вы видите вопрос билета, испытываете какие-то чувства. Может быть это разочарование или раздражение, если он "несчастливый", или ра­дость, облегчение, если он именно тот, о котором вы мечтали.

3.        Вы садитесь за стол, берете ручку и начинаете писать ответ или мысленно его обдумываете, если это для вас удобнее и привычнее.

4.       Вы подходите к преподавателю и начинаете отвечать на вопросы

билета.

5.      И, наконец, преподаватель объявляет вам оценку и заносит ее в за­четную книжку.

Если у вас экзамены вызывают только приятные чувства, и вам нра­вится в этот период ваше неизменное состояние сосредоточенности и уве­ренности, то можете дальше не читать эту статью - вы прекрасно справляе­тесь с данной проблемой сами.

Если вы каждый раз испытываете волнение, смешанность чувств и мыслей, вспоминаете что в этот момент в голове только пустота или звон, не дающий сосредоточиться на ответе, попробуйте применять наши маленькие рецепты, ведущие к состоянию успокоенности, внимания и, в конечном сче­те, к успешной сдаче экзамена.

По дороге в аудиторию постарайтесь вспоминать моменты где вы бы­ли особенно успешными. Как вы при этом чувствовали свое тело, на чем вы фиксировали взгляд, как вы дышали. Да, да, ведь дыхание - это и есть один из быстрых способов достижения нужного состояния.

Глубокое дыхание и наблюдение за собой как бы внутренним взгля­дом может привести к состоянию покоя и уверенности в себе.

Вы знаете, что должны сделать, чтобы получить желаемый результат. Вы даже внешне для других будете выглядеть спокойным и уверенным, что так же может сыграть положительную роль.

И вот вы берёте билет. Уже не важно повезло вам или нет с выбором вопросов. Постарайтесь принять это как данность. Настройте себя на то, что вы обязаны и можете справиться с ответами на ваши вопросы. Вы может быть уже знаете (а если не задавались раньше этим вопросом, то вспомните сейчас) как лучше, качественнее вы запоминаете и усваиваете информацию.

Кому-то надо обязательно записывать лекцию преподавателя, кто-то обходиться схемами и графиками, понятными только ему, кому-то необхо­димо ясно слышать голос преподавателя, его интонаций, темп.

Воспользуйтесь тем способом, который вы уже хорошо освоили. Вы можете мысленно представить текст написанного вами конспекта или нуж­ную страницу учебника, можете, погрузившись в воспоминания, вновь слы­шать голос преподавателя, диктующего как раз ответ на ваш вопрос, можете вспомнить нужный материал, начав с каких-либо схем, которые вы писали раньше.

Записывайте все, что приходит в голову на данную тему, потом вы­строиться и порядок ответа.

И, наконец, вы подходите к преподавателю и отвечаете на вопрос би­лета. Не секрет, что ответив на вопрос своего билета, вы ждете и боитесь до­полнительных вопросов, которые могут понизить вашу оценку. Вспомните о том, как прямо сейчас вы дышите. Может дыхание поверхностное и мелкое не дает вам сосредоточиться. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдо­хов. Услышьте вопрос, обращенный к вам, переспросите если он не совсем понятен. Если не приходит ответ сразу, попросите паузу, воспользуйтесь лис­том и ручкой, если это поможет вам сосредоточиться.

Если преподаватель сразу задал несколько вопросов и вы не можете сосредоточиться на каком-то одном, отсядьте от него, запишите вопросы по порядку и воспользовавшись вашими индивидуальными умениями сосредо­точиться и вспомнить, отвечайте.

Если вы сдали экзамен успешно, поздравляем вас. Даже если в этот момент вас переполняет радость и облегчение, не спешите забросить по­дальше конспект и забыть об этом этапе. Уделите несколько минут тому, чтобы еще раз мысленно прокрутить моменты, которые привели вас к успе­ху. "Закрепите" ваш личный стиль вспоминания, ответа и ваше состояние. Нам этот опыт пригодиться в дальнейшем.

Ну, а если вы выходите не получив желаемого результата. Экзамен не сдан! Это не катастрофа. Проанализируйте, почему вы не смогли сосредото­читься, что вам не удалось сделать. Наметьте срок следующей встречи с пре­подавателем, выясните, знание каких разделов он особенно собирается про­верить в следующий раз. Несданный экзамен - это только одна трудность в вашей жизни.

Помните, что вы, по-прежнему, многое знаете и умеете, вас, по- прежнему, ценят ваши друзья и родные. Вы только ещё немного поработаете над материалом и над собой, и результат будет.

Успехов вам!

«Скорая помощь» в стрессовых ситуациях

Способность справиться с напряжением в течении нескольких минут или да­же секунд - основное условие эмоционального выживания и физического здоровья. Этому можно обучиться.

I. Первая помощь в острой стрессовой ситуации

1.Сосчитайте до десяти.

2.Займитесь своим дыханием. Медленно вдохните воздух носом v на некоторое время задержите дыхание. Выдох осуществляйте постепенно, так­же через нос, сосредоточившись на ощущениях, связанных с вашим дыхани­ем.

Дальнейшие события могут развиваться в двух направлениях.

3.Медленно осмотритесь по сторонам, даже в том случае, если помеще­ние, в котором вы находитесь, хорошо вам знакомо или выглядит вполне за­урядно. Переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описывайте их внешний вид.

4.Затем посмотрите в окно на небо. Сосредоточьтесь на том, что видите. Когда вы в последний раз вот так смотрели на небо?

6.                                               Медленно,   сосредоточенно, выпейте ее. Сконцентрируйте свое внима­ние на ощущениях, когда вода будет течь по горлу.

7.                                                             Выпрямитесь, поставьте ноги на ширину плеч и на выдохе наклони­тесь, расслабив шею и плечи, так чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышите глубже, следите за своим дыханием. Продолжайте делать это в течении 1-2 минут. Затем медленно выпрямитесь; действуйте осторожно, чтобы не закружилась голова.

8.   В качестве первой помощи этого вполне достаточно. В день, когда вы попадаете в острую стрессовую ситуацию, не принимайте никаких решений. Попробуйте заняться каким-либо простым видом деятельности.

Не повредят умеренные занятия спортом и прогулка - словом любая деятель­ность, требующая физической активности и сосредоточения, но опять же, не переусердствуйте.

II. Методы нейтрализации негативных моментов предстартовых состоя­ний людей и выведение их                                                              на уровень интеллектуально- психологической мобилизации, достаточной для подготовки и успеш­ного осуществления ожидаемых событий.

Метод полной рационализации                   многократное осмысление пред­

стоящего события с максимальной детализацией - это создает ощущение привычности будущей ситуации и своих действий. А как известно, привыч­ное и знакомое волнует меньше, чем неопределенное.

Метод избирательного позитивного вспоминания заключается в анали­зе своего личного опыта удачно закончившихся сложных жизненных ситуа­ций, с детальным мысленным повторением всех своих удачных действий при


 

разрешении проблем. И чем больше число ситуаций со «счастливым» концом проанализировано, тем больше психика заполняется позитивным опытом. Вывод: «Я решал сложные проблемы, решу и эту».

Метод предельного мысленного усиления возможности неудач. Пси­хологический настрой человека на неудачный результат снимает с него из­лишнее напряжение и позволяет в ответственный момент быть собранным и достаточно спокойным.

Метод «Зеркало». Человек знает как меняется его лицо в зависимости от внутреннего состояния; в известных пределах он может придавать лицу требуемое ситуацией выражение. Стоит в обычное обстановке посмотреть на себя в зеркало не торопясь и внимательно, а затем волевым путем придать ему выражение человека в уравновешенном состоянии, как по схеме обрат­ной связи может сработать механизм стабилизации психики. Точно так же можно поступить с речью, уравновешенный эталон который заранее записан на ленте магнитофона. В таком же ключе можно отрабатывать жестикуля­цию, походку, положение тела за рабочим местом и т.п. Все это требует оп­ределенной тренировки, но зато в сложной ситуации дает хороший результат.

III. Методы снятия напряжения

«Передышка» - высвобождение дыхания - один из способов расслаб­ления. Дышите очень медленно глубоко, сосредоточившись на дыхании. На вдохе считайте до 7, и на выдохе до 11. Затрата большего количества време­ни на выдох создает мягкий, успокаивающий эффект.

«Убежище». Представьте себе, что у вас есть удобное надежное убе­жище , в котором вы можете укрыться, когда пожелаете. Это место совсем не обязательно должно быть реально существующим. Вообразите себе хижину в горах или лесную долину, о которой никто, кроме вас, не знает. Личный ко­рабль, сад, таинственный замок... Мысленно опишите это безопасное удоб­ное место. Когда ложитесь спать, представьте себе, что вы направляетесь ту­да. Вы можете там отдыхать, слушать музыку или разговаривать с другом. После того как вы проделаете это несколько раз, можете фантазировать по­добным образом в течении дня. Закройте на несколько минут глаза и войдите в свое личное убежище.

«Думайте нежно» Можете использовать любые образы и картины, ас­социирующиеся с миром и доверием. Можно также ассоциировать свои ощу­щения с действиями над различными неодушевленными предметами. Вооб­разите, что вы держите ваши несчастья в руке. Медленно раскройте ладонь и дайте им улетучиться.

«Волшебное слово» Выберите простые слова: мир, отдых, покой, ус­покоиться, уравновешенный. Вместо слов можно считать: 1001, 1002 и т.д. или использовать фразы типа : «глубокое и еще более глубокое расслабле­ние». Повторяйте слово, фразу или считайте про себя в течение 60 секунд. Дышите медленно и глубоко.


 

«Самомассаж» . Помассируйте определенные точки тела. Надавли­вайте не сильно, закрыв глаза. Вот некоторые из этих точек:

межбровная область: потрите это место медленными круговыми движе­ниями;

9.      задняя часть шей: мягко сожмите несколько раз одной рукой;

10. челюсть: потрите с обеих сторон место где заканчиваются задние зубы;

11. плечи: помассируйте верхнюю часть плеч всеми пятью пальцами, ступни ног: если вы много ходите, отдохните немного и потрите

ноющие ступни перед тем, как идти дальше.

Метод мышечной релаксации Э. Джекобсона для него характерно предположение, что расслабление лучше всего можно ощутить непосредственно после напряжения. Поэтому тренировки состоят из чередования периодов максимального напряжения и быстрого следующего за ним расслабления определенных мышечных групп. Вы можете расслаблять мышцы постепенно друг за другом (грудная клетка: самый глубокий вдох - задержка дыхания - расслабление с выдохом. Между упражнениями пауза в 5-10 секунд - обычное дыхание; нижняя частью ног:

ступни плотно поставить на пол - оставить пальцы на полу максимально вы­соко поднять пятки - задержать их в таком положении - расслабить с выдо­хом, пусть они мягко упадут на пол; то же самое, по уже поднимая пальцы ног вверх, оставив пятки на полу. Пауза между упражнениями в 20 сек; уп­ражнения на кисти рук, плечи и т.д.). Возможно проводить расслабление именно тех мышц, которые в стрессовых ситуациях максимально зажаты. Для этого сначала понаблюдайте за собой в подобных ситуациях, чтобы выявить, какие это мышцы.

IV. Приёмы осозиавания ситуации.

Вопросы самому себе.

Прием нейтрализует средства, блокирующие ощущения покоя, путем созда­ния новых перспектив в ситуациях прессинга.

Когда вы подозреваете, что преувеличиваете значение какой-то проблемы проблемы, задайте себе следующие вопросы: Это действительно так важно? Рискую ли я чем-нибудь очень важным для себя? Будет ли это так же важно для меня через две недели, через месяц? Стоит ли за это умереть? Может ли что-то быть еще хуже? Стоит ли из-за этого так сильно переживать?

Если взвесить эту ситуацию, то сколько она будет весить по отноше­нию к весу всей моей жизни?

Повторение очевидного.

Этот способ дает ясную картину сложившейся ситуации. Особенно полезно повторять два типа очевидных утверждений.

1.     «Я       понимаю». Объясняет причину возникновения проблемы и ощущения несчастья: «Конечно, я беспокоюсь - я всегда нервничаю в подобной ситуа­ции. Я понимаю, что нет ничего удивительного и на этот раз». Я понимаю, что сегодня один из таких дней». «Я понимаю, что ничего страшного не про­изошло. Просто нужно ...».

2.    «Я могу». Повторение того, что мы можем сделать для смягчения наших проблем, действует по принципу вселения новой веры: «Я могу вспомнить, что в подобных ситуациях люди обычно нервничают, как и я сегодня».

V. Приемы психологической самозащиты.

Если не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней. Для этого можно воспользоваться защитной мотивацией , которая для каждого индиви­дуальна и зависит от личных приоритетов. Вот некоторые примеры защитной мотивации:

2.        .   «Нет худа без добра», «Что не делается, все к лучшему». (Позитивная трактовка худшего);

2.       .    «Ничего, все проходит . Надо переждать», (ориентация на лучшие време­на);

2.       .    «Что поделаешь, Так уж получилось. У других тоже срывы», (идентифи­кация с такими же «другими»).

2.        .    «Переживать нечего. У других еще хуже» (Самоподкрепление в сравне­нии с опытом «других»).

2.        .    «Не я один. Но все вместе прорвемся», (позитивное самоподкрепление идентификацией с командой);

2.       .    «Хорошо еще, что так получилось. Могло бы быть совсем плохо», (само­утешение в сравнении двух зол);

2.        .    «Ничего, худшее уже позади» (самоуспокоение в сравнении с тем, что было);

2.      .     «В следующий раз надо страховаться», (позитивный настрой на будущее);

2.       .    «Со мной это больше не произойдет», (переакцентировка своего поведе­ния);

2.           . «От судьбы не уйдешь. Ожидай худшего, надеясь на лучшее», (утешение сбывшимся самопророчеством).


Используя слово, дело, наблюдение создать условия, чтобы каждый учащийся проявил себя. Для этого нужно иметь:

Уверенность – знание своих прав и прав ребят, способность защитить их.

Классный руководитель-гарант

соблюдения прав обучающихся.

Успешность – берясь за любое дело, предвидеть положительный результат, быть уверенным, что оно под силу твоим воспитанникам.

Удивительность -развивать свою

незаурядность, ребята любят результат.

Убедительность - уметь зажечь детские сердца, убедить их в важности дела.

Уважительность - необходимо взаимное уважение: уважать мнение ребят, - они уважают твое. Воспитание без уважения - подавление.

Уравновешенность - в классе нужно быть готовым ко всему. Анализ + работа над любой проблемой.

Улыбчивость - без чувства юмора- не выжить. Улыбка- это оценка, и одобрение, и подбадривание.